Алкогольная зависимость – это болезнь!

Заболеть этим тяжелым заболеванием может абсолютно любой человек, систематически употребляющий алкоголь. Причем даже редкое употребление может привести к формированию зависимости. Бытует мнение, что дорогой алкоголь менее опасен, чем дешевый – это заблуждение! Алкоголь имеет неизменную формулу «C2H5OH» и не имеет значения стоимость, цвет, запах, вкус. В медицинской энциклопедии Советского Союза алкоголь значился как сильнодействующий наркотический ЯД. С тех пор формула алкоголя не изменилась, а возраст заболевших алкоголизмом снижается, и все более молодые ребята и девушки втягиваются в это пагубное пристрастие. Алкоголь влияет на все органы и ткани человека, но прежде всего, страдает ОЗГ. Даже малые дозы алкоголя поражают клетки головного мозга, и вызываю их гибель, а как известно нервные клетки не восстанавливаются.

«Погружение» в болезнь происходит не заметно для человека и в этом есть самая большая опасность алкоголизма. Все больше места в жизни начинает занимать алкоголь, праздники – алкоголь, встреча с друзьями – алкоголь, свадьба – алкоголь, рыбалка… Незаметно для человека растут дозы разового употребления алкоголя, появляется похмелье и со временем желание опохмелиться. При всем этом в жизни человека втягивающегося в болезнь не происходит резких изменений, еще на хорошем счету на работе, еще удается сглаживать конфликты в семье. То есть внешне человек выглядит абсолютно здоровым и адекватным, а внутренне зависимость берет свое.

Алкоголизм не означает, что присутствует постоянное желание выпить спиртное. Человек живет нормальной жизнью, ходит на работу, выполняет семейные обязанности, однако даже небольшая доза алкоголя, попавшая в организм, вызывает желание добавить еще и еще! Первое время усилием воли удается сдерживать свои желания и не добавлять, но с каждым разом это становится сделать все труднее. Практически все зависимые от алкоголя люди переживают момент отрицания заболевания «Я не алкоголик, я не пью» хотя окружающие, соседи, коллеги по работе, семья уже видят серьезные изменения в личности. Порой зависимый от алкоголя человек начинает сравнивать себя с другими «зависимыми» и можно услышать «Я пью, но не так как Петя, Вася, Коля….» то есть я еще не болен вот они да! Хотя сам факт сравнения себя с тем, кто «ниже» уже говорит о начале деградации личности, ведь в любом выборе надо делать выбор РОСТА!

И главное! Алкоголь – это «удовольствие» в чистом виде, он не требует приложения усилий, что бы стало «хорошо» и получается, что все остальные интересы, где требуется воля, уходят на второй план. По сути человек превращается в «животное» удовлетворяющее первичную потребность голод, ГОЛОД к алкоголю! Но человек отличается от животного возможностью ВЫБОРА!

Вы сами можете сделать выбор и наполнить жизнь смыслом!

Если вы заметили, что у Вас или Ваших близких после употребления небольшой дозы алкоголя появляется желание добавить, а наутро хочется похмелиться это повод обратиться за консультацией к врачу. Ведь чем раньше начать лечение, тем лучше результат.

Психолог психологического отделения, магистр психологических наук
Иван Михайлович Сквира
Тревожность, психокоррекция детей с повышенной тревожностью

Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современности. Выделяются разные виды тревожности: устойчивая тревожность в какой-либо сфере — ее принято обозначать как частную – и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современности. Выделяются разные виды тревожности: устойчивая тревожность в какой-либо сфере — ее принято обозначать как частную – и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Общая тревожность в силу своего глубинного характера значительно труднее поддается перестройке и тем самым реже спонтанно меняется на эмоциональное благополучие. Изменения в общей тревожности следует искать внутри этого образования: она может «прикрепляться» к конкретным ситуациям, колебаться в определенных пределах по степени интенсивности и т.п. В ходе психологической работы собственно частная тревожность сравнительно легко и практически полностью исчезает при обучении взрослых и детей средствам овладения определенными типами ситуаций, саморегуляции поведения. В то же время при частной тревожности, являющейся формой выражения общей, наблюдается определенное «перетекание тревожности»: избавление от тревожности в одной сфере приводит к ее возникновению в другой, причем это может происходить неоднократно.

Можно выделить также следующие виды тревожности:

1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

2) скрытая — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения.

Внутри этих категорий были выявлены три формы «открытой» тревожности:

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней.

Многие либо снижают такой уровень тревожности либо используют ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

«Культивируемая» тревожность — в этом случае, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

«Культивируемая» тревожность может выступать основным регулятором активности, а также как некоторая ценностная установка. Нередко она проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов.

«Культивируемая» тревожность встречается преимущественно в старшем подростковом — раннем юношеском возрасте, хотя отдельные случаи отмечаются и на более ранних этапах. Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний и характеризуется повышенным, чрезмерным спокойствием.

Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации» — встречалась достаточно редко и присутствовала примерно в равной степени во всех возрастах.

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. Довольно распространенной маской тревожной депрессии в юношеском и пожилом возрасте является открытая враждебность к окружающим, а в другие периоды — повышенная, хотя обычно и малоэффективная, трудовая активность, суетливость и т.п.

Наиболее представленными являются агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы.

Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречался в дошкольном и подростковом возрасте (и при открытых, и при скрытых формах тревожности). Спецификой агрессивно-тревожного типа, в отличие от других вариантов агрессивности, является ярко выраженное чувство опасности, своеобразная смесь агрессии и тревоги. У некоторых детей проявления агрессии актуализирует чувство вины, которое, однако, не тормозит дальнейшие проявления агрессии, а как бы стимулирует их. Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречался при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и «культивируемой» формах. Отмечались как позитивные, так и негативные формы зависимости, начиная от чрезмерного послушания или, напротив, неповиновения и кончая, в раннем юношеском возрасте, повышенной заботливостью, вниманием к другим людям, вплоть до самоотречения. Тревожно-зависимый тип характеризуется повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека, причем нередко выделяется какая-либо одна значимая фигура, отношение которой в наибольшей степени влияет на эмоциональное самочувствие, особенности поведения индивида. Интересно, что в подростковом и юношеском возрасте школьники могут осознавать подобную зависимость, тяготиться ею, но не могут от нее избавиться, поскольку она как бы заменяет большинство других форм удовлетворения эмоциональных потребностей.

По всей видимости, зависимость наиболее тесно связана с тревожностью, поскольку актуализируемое в этом случае чувство беспомощности, невозможности справиться с ситуацией, незащищенности порождает у человека потребность в помощи, поддержке со стороны других людей, чувство зависимости от них. Видимо, с этим связано и то, что такая «маска тревожности» наиболее часто встречается в переходные, критические периоды — у детей 6–7, 13–14 лет, выступая (в противовес «кризису независимости») как «кризис зависимости», а также у выпускников школы.

В младшем школьном возрасте отмечаюся случаи тревожности в виде «ложной гиперактивности».

«Маска» не избавляет или не полностью избавляет ребенка, подростка от субъективных переживаний тревоги, но, во-первых, позволяет более или менее успешно скрыть ее от окружающих и, во-вторых, обеспечивает возможность регуляции возникновения и уровня переживаемой тревоги. «Маски тревожности», наряду с «уходом в болезнь» используются не только как защита, но и как способы регуляции и компенсации тревоги.

Анализ ряда форм тревожности свидетельствует, что она сама нередко выполняет защитную функцию. На словах многие люди с повышенным уровнем тревожности выражали желание избавиться от тревоги, реальное же их поведение свидетельствовало об активном, в основном выражавшемся косвенно, сопротивлении этому. Те, кто испытывает тревогу лишь ситуативно, с готовностью откликаются на помощь, рассматривая её в основном как способ научиться владеть собой в трудных ситуациях.

Для тревожных людей оказывается значимым феномен «дискомфорта успеха», поскольку с ее помощью обеспечивается стабильная и предсказуемая картина мира и своего места в нем. Для них ситуации неопределенности, неустойчивости являются очень сложными: даже малейшая неопределенность может резко усилить это переживание.

Психокоррекция тревожности направлена на снижение переживания зашкаливающего беспокойства, поддержку в решении внутренних конфликтов личности. Любой вид тяжело переносимой тревоги - это маркер, который говорит нам о том, что адаптация организма к реальной жизни нарушена, что человек нуждается в ресурсе и навыке эффективного построения собственной безопасности. В зависимости от того, какой вид беспокойства клиента - доминирующий, выстраивается стратегия терапевтической работы. В любом случае - это поддержка в осознавании тех переживаний, которые стоят за тревогой и более точно маркируют внутренние психические процессы. Коррекционные возможности танцевально-двигательной терапии по отношению к детям с повышенной тревожностью имеют огромный потенциал. Танцевально-двигательная терапия основывается на представлении, что психика и тело находятся в постоянном взаимодействии, оказывая влияние друг на друга. Мною разработана и проведена программа танцевально-двигательного тренинга, направленного на профилактику тревожного состояния подростков.

Исследуя тревожные проявления у детей с помощью шкалы явной тревожности СМАS, выявлены симптомы повышенной тревожности, напряженность, озабоченность, беспокойство, нервозность, переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, грозящей неудачи, невозможности принять решение, чувствами неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, угнетенностью, повышенной лабильностью настроения. Дети жаловались на то, что не могут расслабиться, редко удовлетворялись своими увлечениями, не всегда могли довести начатое до конца, часто нервничали, не могли усидеть на одном месте. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

После применения психокоррекционной программы процент детей в экспериментальной группе с явно повышенной и высокой тревожностью снизился, результаты поменялись в лучшую сторону. Симптомы тревожности, которые проявлялись у экспериментальной группы, на начальном этапе исследования у 80% детей были скорректированы, их состояние характеризуется, как гармоничное, а у 20% состояние улучшилось до несколько повышенного уровня тревожности.

С целью снятия тревожности у детей, показана групповая танцедвигательная терапия с элементами телесно-ориентированной терапии, корригирующей гимнастики, танцевальной импровизации, арт-терапии, релаксации, дыхательных техник.

Психолог психологического отделения
Алла Петровна Щетинина
© Учреждение "Гомельская областная клиническая психиатрическая больница"
Все права защищены. 2018.